Современные дети, несмотря на использование самых лояльных и передовых методик воспитания (а может, как раз из-за этих самых методик) постоянно подвергаются стрессам. Не удивительно, что на фоне повышенного эмоционального напряжения апатия у ребенка стала очень распространенной психологической проблемой. Цель нашей статьи – помочь взрослым распознать признаки апатии у малыша, определить ее причины, чтобы найти выход из сложной для самого ребенка и всей семьи ситуации.
Причины детской апатии: к чему приводит интенсивное развитие интеллекта у детей
Родители чрезвычайно озабочены, чем занять малыша, и с ранних лет активно занимаются организацией дошкольного развития ребенка, его интеллектуальным и творческим воспитанием, тренировкой воли, интеллекта и качеств успешного человека. В жизни практически каждого малыша есть развивающие курсы для детей, уроки иностранных языков, спортивные секции. Установка на успех закладывается в сознание крохи чуть ли не с рождения. И малыш постоянно должен стараться, учиться, соответствовать.
Итак, первая причина детской апатии – это высокие требования, которые проявляются в таких ошибках родителей:
- учебные нагрузки сильно превышают детские возможности;
- ученик чаще слышит критику, чем похвалу;
- ему в пример постоянно приводят других, более успешных учеников;
- вместо того чтобы заинтересовать малыша в получении знаний, обучение навязывается и превращается в повинность.
Когда ученик не справляется с возложенной на него ответственностью, не может выполнить задание взрослых, внутри него нарастает напряжение, которое рано или поздно спровоцирует развитие индифферентности как в учебе, так и в обыденной жизни.
Другие психологические причины апатии у ребенка:
- неумение построить отношения с другими детьми;
- сложные отношения с учителем;
- дефицит родительского внимания или напряженная атмосфера в семье.
Как проявляется апатия у ребенка? Симптомы и последствия
У дошколят апатия мгновенно сказывается на самочувствии. Малыши не понимают своих чувств, не умеют объяснять, что их тревожит, поэтому о сбое в психологическом состоянии сигнализирует организм. Самые распространенные признаки апатии у маленького ребенка – боли в животе, слабость, тошнота, вялость, капризы. В старшем дошкольном возрасте и у учеников начальной школы к данным симптомам добавляются:
- головная боль;
- подавленность;
- отстраненность, замкнутость;
- потеря интереса к любимым занятиям;
- развитие страхов;
- рассеянность.
Часто симптомы детской апатии напоминают признаки заболевания. Анализы, как правило, не показывают никаких нарушений в работе организма. А значит, нужно серьезно задуматься о психологическом состоянии малыша. Ведь за видимой застенчивостью может скрываться страх перед общением со сверстниками, внутреннее недовольство собой, уверенность в своей бесполезности и другие не самые радужные мысли. Если вовремя не предпринять необходимых мер, в скором времени на почве апатии может развиться еще более глубокая проблема – депрессия.
Чтобы не упустить начало развития проблемы, психологи рекомендуют родителям регулярно общаться с учителем школьника, интересоваться, как ученик ведет себя на уроках и переменах, как ведет себя с одноклассниками.
Что делать если у ребенка апатия? Эмоционально позитивное развитие интеллекта
Вывести детей 5-11 лет из апатического состояния не просто, но возможно. Если апатия возникла на почве учебы, необходимо разобраться, какие именно проблемы спровоцировали кризис. Состояние, когда ученик, утратил интерес к обучению, поддается коррекции. Рецепт успешного преодоления апатии в данном случае состоит из таких компонентов:
- развитие познавательного интереса;
- развитие способностей, которые помогут справляться с разными интеллектуальными задачами;
- социализация;
- обучение, направленное на то, чтобы вызвать положительную эмоциональную реакцию (игровые занятия, результаты по итогам каждого урока, активное участие в командной работе);
- развитие уверенности, самостоятельности;
- мотивация (мотивировать детей нужно только через положительный опыт личных побед, чтобы повысить самооценку и стимулировать желание развиваться дальше).
В России много развивающих курсов, но далеко не все могут предложить эффективную программу решения такой проблемы, как апатия у ребенка. Школа ментальной арифметики Соробан® — исключение. Индивидуальный подход, оптимальные условия для развития дошкольников и учеников младшей школы, особые педагогические методы помогают ученикам преодолеть свои страхи перед ошибками, застенчивость, другие психологические барьеры. Соробан® раскрывает внутренние резервы ума, помогает детям реализовать себя.