Может ли быть школа без оценок?

Реклама:

Всем известна картина «Опять двойка». Опущенная голова ребенка, строгий взгляд взрослого. Наверное, каждый из взрослых хоть раз, да пережил это в своей жизни. А еще пережил и незаслуженную оценку, поставленную по произволу учителя.

Может ли быть школа без оценок?

То, что в вальдорфской школе нет оценок, многих удивляет. Некоторые очень радуются, другие недоумевают. Может ли вообще существовать школа без оценок?

Можно ответить совершенно однозначно: школа без оценок существовать не может. Но вопрос в том, в каком виде приходит эта оценка к ребенку.

Ребенок делает табуретку и ошибается в измерении длины ножек. Табуретка начинает «хромать». Нужна ли тут еще и оценка, или ситуация говорит сама за себя? Если ребенок начинает настаивать на том, что все сделано отлично, можно предложить ему посидеть на нормальной табуретке и сравнить свои ощущения, а затем предложить доделать работу.

Но не все ситуации настолько однозначны. Дети приходят в школу с разными способностями. И проявляются эти способности тоже у каждого по-своему. То, что одному дается мимоходом, другой достигает тяжелым трудом, а может и не достигает вообще.

Как в этой ситуации должен повести себя учитель? Поставить 12 или 7 по новой двенадцатибалльной системе? Что отразит это число в тетради — уровень таланта, трудолюбие, волю к работе, законченный результат?

Как это происходит на уроке в вальдорфской школе? Мы вместе рассматриваем тетради с домашней работой, определяя, по каким критериям мы будем оценивать работу: по аккуратности в оформлении, красоте почерка или правильности выполнения задания. И тогда каждая работа приобретает многоплановость.

Дети за 2-3 года уже очень хорошо узнают друг друга и видят проблемы своих одноклассников. У ребенка с неаккуратным письмом можно взять тетрадь и ретроспективно просмотреть ее: что изменилось за месяц, за неделю? Как он работал над улучшением почерка?

И если виден прогресс в работе, то это обязательно отмечается. Как правило, одноклассники это тоже замечают и очень радуются за товарища. И хотя, возможно, этой работе еще очень-очень далеко хотя бы до позиции «нормально», но в нее вложено столько сил и старания, что она становится достойной самой высокой похвалы.

И наоборот, даже по поводу самой аккуратной работы можно сделать замечание, если ребенок не приложил к ней никаких усилий в силу своих природных способностей. Ведь свои умения тоже необходимо развивать, а не относиться с небрежностью к тому, что уже хорошо получается.

Читай продолжение на следующей странице

Может ли быть школа без оценок?