15 января 2018

Что отбивает у детей желание слушать свох родителей

Реклама:

Мало кто из нас любит, когда его отчитывают и рассказывают, как надо правильно делать. Это никогда не работает, разве что вызовет стыд и обиду, но ни нашему росту, ни нашей проблеме никак не поможет.

То же самое с детьми. Только взрослые могут уйти от начальника и его “праведного гнева”, ограничить общение с людьми, которые читают нам нотации и слишком морализируют, а дети – нет. Им приходится выслушивать назидания не один раз.

Впрочем, родители чаще всего правы в своих требованиях к детям. Они стараются наставить ребенка на путь истинный и не понимают, почему их в общем-то мудрые, сказанные по делу слова, совсем не находят отклика у ребенка.

Психолог Людмила Петрановская в книге «Если с ребенком трудно» объясняет это особенностями детского восприятия. Она уверена, что в состоянии стресса воспитывать ребенка, читая ему нотации, – бесполезно. Ребенок действительно не в состоянии вас услышать.

Людмила Петрановская: почему не работают объяснения, нотации и вообще «назидательные беседы»

Понимая реакцию ребенка на угрозу его связи со «своим» взрослым, а также отношения между внешним, разумным, и внутренним, эмоциональным, мозгом, можно, например, понять, почему не работают объяснения, нотации и вообще «назидательные беседы».

Почти на любой первой встрече психолога с родителем половина времени теряется впустую. На что? На подробный пересказ родителем всех тех правильных слов, умных мыслей и неоспоримых доводов, которые он приводит своему ребенку.

«Я ему говорю, говорю…»

«Я ему говорю: это же тебе нужна учеба, не мне. Ты же вырастешь – захочешь нормальную работу, зарплату. А знаний нет. Будешь локти кусать, а время упущено. Все “Вконтакте” просидел. Сам же потом пожалеешь».

«Я ей говорю: вещи же денег стоят. Не просто так с неба падают. Это мой труд, труд людей, которые их делали. Как же можно так с ними обращаться? Испачкала – ну, постирай. Зачем под кровать запинывать? Выходишь из школы: проверь лишний раз, все ли взяла – шарф, шапку, сменку. Не напасешься же. Я же не ворую, каждую неделю все новое покупать».

«Я ему говорю всегда: умей признавать вину и нести ответственность. Как мужчина, а не как трус. Набезобразничал – отвечай. Зачем юлить, врать? Самому не стыдно? Напортачить мог, а отвечать – тебя нету?»

«Я им говорю: вы же сами потом не найдете ничего. Вот захотите поиграть, а все вперемешку, раскидано-разбросано, где искать детали – непонятно. Ну, разложите аккуратно, есть же коробки, контейнеры, чтобы захотели, время есть – раз и достать. Самим же будет лучше, и настроение другое, когда порядок. Вот у меня инструменты в гараже в порядке лежат, иначе как работать?»

Читай продолжение на следующей странице

Что отбивает у детей желание слушать свох родителей